Пятница
17.05.2024
13:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Кабинет словесника
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Форма входа

Категории раздела
Мои статьи [8]

Поиск

Главная » Статьи » Мои статьи

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКА
I. Общие сведения
Ф.И.О. автора опыта Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала Стаж работы. Квалификационная категория.

Чернышова Ульяна Николаевна Баскаковская МСОШ Гагаринского района Смоленской области Учитель русского языка и литературы 29 лет высшая


II. Сущностные характеристики опыта
Тема инновационного педагогического опыта Реализация культуроориентированного компонента обучения на уроках словесности.
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) Современная методическая мысль опирается на два похода к языку: традиционно-инструментальный (или рациональный) подход, включающий три понимания языка (язык – система знаков; язык – инструмент коммуникации; язык – орудие познания и мышления) и культурофилософский подход (предполагающий введение ребёнка в язык как «царство смысла» и «дом духа»). В связи с этим в рамках компетентностного подхода и выделяют в последнее время наряду с языковой, лингвистической, коммуникативной компетенциями компетенцию культуроведческую, или лингвокультурологическую, обусловленную кумулятивной функцией языка и диалектической взаимосвязью языка и культуры . В условиях актуализации мировоззренческих основ образования, обеспечения его целостности и ценности, с одной стороны, а также повышения значимости субъективных позиций личностей учителя и ученика – с другой, наиболее продуктивной является лингвоконцептоцентрическая методика, то есть методика, направленная на построение целостной картины мира выпускника школы.
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса и др.) Ввести современного школьника в культуру как в «царство смысла» (Ф.Феникс) и «дом духа» -проблема технологии освоения концептов русской культуры, в результате применения которой происходит соединение «основательного знания» и «сознательного действования» (Ф.И.Буслаев). На работу со значением слов и выявление их культурных смыслов, которые служат посредником между языком и культурой, направлен метод учебного концептуального анализа, расширяющий знания ученика не только о слове, но и о мире и об его отношении к этому миру. Выполнение творческой работы от «слова к тексту» и от «текста к слову» помогает глубже понять всё произведение как словесное целое, увидеть особенности стиля писателя. Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не только к постижению тайны авторского слова, но и к истокам нашей культуры.

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) Цель учебного концептуального анализа слова – поэтапное формирование системного знания о понятии, существующем в сознании ученика как носителя русской культуры и выраженном в определённых языковых стереотипах, формирующих ценностную наивно-языковую картину мира от словарного портрета слова до слова на уровне текста и в диалоге культур. Трудоемкость ИПО раскрывается через построение системы педагогических задач: построение системы ситуаций учения-обучения; проектирование уроков диалогового типа, разработка системы образовательной диагностики, и т.п. Данная методика может быть эффективна только в условиях выращивания в ОУ профессионально-педагогического сообщества инноваторов, объединённых идеей формирования творческой, креативно мыслящей, социально адаптированной личности.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) Технология обучения в сотрудничестве, обучение через диалог и полилог, информационно-коммуникативные технологии, метод проектов, приемы театрализации. Данный опыт предполагает активное использование проектных технологий как на уроках (исследовательские проекты), так и во внеурочной), а также информационно-коммуникационных технологий (использование ресурсов сети Интернет для подготовки исторических обзоров эпохи, соответствующей изучаемым произведениям, характеристики политических событий, экономический ситуации; обращение к электронным словарям, справочникам, энциклопедиям и т.д.; подготовка компьютерных презентаций учащимися как сопровождении их выступлений на уроках). Широко используются творческие, открытые задания: создание презентаций к урокам, авторская трактовка сцен, монологов и т.д.
Стараюсь строить отношения с учащимися на субъект-субъектной основе, стремлюсь к созданию мотивации обучения. Являюсь руководителем школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла. Разработала программу элективного курса по русскому языку «Музыка жизни звучит?!.» Призер муниципального конкурса «Ярмарка педагогических идей» - 1место (2006 год). Призёр всероссийского конкурса учителей (губернаторская премия 2007) год. Призёр III. Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Мой лучший урок»-3 место. 
Результативность. Внешняя результативность ИПО: 1) В 2007 году 1 ученица стала призёром районной олимпиады по русскому языку, в 2008 году 2 ученицы стали призёрами районной олимпиады по русскому языку. В 2007 году 7 учеников стали победителем районного конкурса «Моя малая родина» и призёрами областного конкурса исследовательских работ. В 2008 году 22 ученика стали участниками Всероссийской лингвистической игры «Русский медвежонок»: 3 ученика стали победителями конкурса, 18 получили сертификаты участников конкурса. Булыцина Вера в 2008 году стала победителем районного конкурса творческих работ «Я и моя организация». Шибаева Саша и Кудрявцева Аня стали победителями районного конкурса творческих работ. ИшаковаТаня стала победителем районного конкурса и участницей областного конкурса сочинений, посвящённых творчеству Н.Рыленкова. Юнг Роман и Булыцына Вера в 2008-2009 гг стали призёрами Всероссийского конкурса творческих работ «Святые заступники Руси». На итоговых экзаменах по русскому языку по новой форме аттестации ученики 9 класса показали 86% качества.
Внутренняя результативность ИПО: 1) на основании контент-анализа продуктов деятельности учащихся констатировано наличие следующих изменений: от позиции внешнего наблюдателя к позиции внутренней ответственности за собственные поступки; от отрицательной личностной самооценки к положительной; от позиции индивидуализма в отношениях с окружающим миром к позиции сотрудничества; 2) применение метода включенного наблюдения позволило установить позитивную динамику: развития коммуникативных умений учащихся, способности к эмпатии, сформированности навыков рефлексии, креативности
 

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте «Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы в условиях сельской школы». Смоленск. «Военный вестник». разработанный мною дидактический материал представлен на сайте http://chernyshova.ucoz.ru


Категория: Мои статьи | Добавил: chernyshova (04.09.2009)
Просмотров: 1809 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 58

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0


    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz